|
Жанр путевых
заметок имеет добротные традиции в прогрессивной отечественной и зарубежной
литературе. Вспомним "Хождение за три моря" Аф.Никитина, "Блуждающие звезды" Шолом-Алейхема, "Путешествие из Петербурга в Москву"
Н.А.Радищева,А.П.Чехова - на Сахалин...
Ю.А.Сенкевича - на "Кон-Тики". Путешествия С.Л.Клеменса (М.Твена),
П.И.Чичикова, О.-М.И.Бендера.
Здесь перед нами прошли научные
путевые заметки. Впервые в истории мировой литературы обычный инженер,
заурядный изобретатель, рядовой канднаук, простой старший научный сотрудник,
штатный завлаб, заштатный доцент, линейный лектор общества "Знание",
забубенный кавалер медалей ВДНХ СССР и Украины, знаков
"Ударника" ряда пятилеток, посконный иудей, обыкновенный киевский
радиоактивный обыватель - в общем, типичный совок-итээровец, оказался в
столь фантастической ситуации: купе спального вагона; номер гостиницы в
центре Тбилиси; компания иностранцев; престижные билеты в театры, музеи,
дворцы; обеды с икрой и красной рыбой; наконец, личное место в
самолете рейса N 7288 Тбилиси-Киев в окружении разодетых и богато
украшенных дам!
Но наш герой не порвал с народом,
не зажмурился от удовольствий, не забыл свою
дорогую МЖ, сына и пуделя Атоса, а,
сохранив историческое самообладание и
диалектическое мировоззрение, с широко
открытыми карими глазами Патриота и Гражданина:
Пришел. Увидел. Изложил.Почему автор счел путешествие
"опасным"? Каким,собственно, опасностям он подвергался? Следует признать,
как дитя Застоя, воспитанное на приписках, он не удержался от соблазна многое приукрасить. Но, отдадим
должное, опасностей было с лихвой. Наши железные дороги. Авиация. Женщины.
Да и питался он не только в столовой политеха, но и в общепите - забегаловке
парка им.Сталина, хинкальной, чебуречной. "Чертово колесо" - мог
свалиться. Грузинки - умереть от пылкости. Наблюдая отношение к иностранцам -
лопнуть от зависти. На КПП аэропорта могли вышибить подозрительные железные
зубы, а если б попался неопытный сотрудник, то заодно и мозги. К тому же он проявил чрезвычайную смелость и самим фактом изложения своих
мыслей, жертвенно пойдя на нарушение правил техники безопасности
интеллигента: не думай! Но если думаешь - молчи. Но если произнес - не
записывай! Если же написал - не подписывайся! Но если подписался - не
удивляйся!
Как настоящий интернационалист (на
грани космополитизма) автор проявилподлинное многоязычие: наиболее меткие
мысли он изложил на украинском языке, заметки NN 1.9-2.12 - с
грузинским акцентом; кое-где применил и знание английского, и, конечно,
суржика - языка правящего клана УССР. В этом проявилось уважительное
отношение к языку народов, в гости к которым автор угодил
или еще надеется. Например, к украинскому, где он провел всю жизнь, исключая
годы эвакуации на Урал и к тетке в Москву, а также годы учебы в Пензе. Грузинскому, принимавшему целую неделю. Настоящий
интеллигент, он стремится овладеть языком братских и даже
дружественных народов. Ведь просто неприлично отвечать не на том языке, на
котором к тебе обращаются. Особенно Дамы в посткоитусные минуты.
И в этом многоязычном, небольшом по объему, но
громадном по содержанию произведении, мы
сталкиваемся со многими действующими лицами и
явлениями: Каракулевыми Кепками и не уступающими
им по размерам аэродромами, кавказскими
горами и такими же доцентами, пейзанами и дружбой народов,
архитектурой "баракко" и баранами, козами и
козаками, кошками и собаками, иностранцами и работниками МПС, МЖКХ и
Аэрофлота, лозунгами и заборами, П-ОЙКОЙ и
борьбой вокруг нее, вождями и милыми грузинскими
Дамами...
Но главный герой произведения -
наша страна. Неповторимая, с ее просторами, талантливым и самым
терпеливо-неприхотливым в мире народом, его радостями, бедами и
надеждами в успех П-ОЙКИ. Страна, которую автор любит любовью очень
привязанного к ней (гребанный ОВИР!) сына,
готового отдать всю душу П-ОЙКЕ - только б стала родимая по-настоящему
птицей-тройкой, и нашему многострадальному народу - не лозунгово, а
действительно любимой Родиной-Матерью, и заняла свое достойное место в строю
цивилизованных стран.
Автор, не зная, как все, что же это
такое, верен методу социалистического реализма,
всегда четко определяя свою позицию в П-ОЙКЕ: на
диване (у себя дома); мягком образцовом рабочем
месте (на работе); диване СВ поезда N 2О8
Киев-Тбилиси (вагон 6 место 1О); кресле N 4Б рейса N
7288 Тбилиси-Киев; койке номера 228 без удобств
(гостиница "Абхазети"), а также и всех
остальных постах, вахтах, трибунах, грядках,
буртах, где он оказывается как член обществ и
учреждений, перечисленных в "Немного об
авторе". Наконец, и это наиболее важно,
автор нигде не навязывает своего мнения читателю, предоставляя самому решить
извечный гамлетовский вопрос - "To be or not to be" (англ.): ехать или не
ехать? И сурово предупреждает: билеты надо брать по блату или сильно
заранее. |
|
|
Откликнувшись на очередной позыв души - рецензию на "Производственное
путешествие", я очутилась в сложном положении не только от большой занятости
в П-ОЙКЕ (своей bathroom - ванной, англ.): взявшись
литературно критиковать новое произведение любимого автора, приходится
П-ИВАТЬ и свое критическое стило в связи с изменением творческого кредо -
пока была неостепененной, вместе со всем народом плевалась в ученых. И вдруг
ВАК П-ОИЛСЯ на новое мЫшление, присвоив мне степень кандидата
искусствоведения за критическое эссе о первой книге трилогии - "Научном
путешествии".
И в своем новом положении,
не менее интересном, чем беременность, я должна
критиковать автора как кандидат кандидата.
Но это уже трудно, мы теперь с ним в одной -
научной номенклатуре - и обязаны брать пример с
номенклатуры более высокой - партийной. Там -
не критикуют, только самокритика.
Однако, к сожалению, не такая,
как у самураев -харакири, а больше как у ворон,которыми членов Политбюро
многое роднит: долгоживучесть - до 3ОО лет,
хитрость, стайность с карканьем о
коллегиальности, единодушие в уничтожении белых
ворон типа Ельцина... И сыра у них не выпросишь,
уже полгода, как нет в магазинах. Наконец,
главное, друг друга не клюют, опять же - только
самокритика.
Что это такое - толком никто
не знает. По здравому суждению, такой же zombizm, как
"классы", "советский характер","монолитное единство" и другие
шаманские заклинания. Однако в партийных
документах самокритика усиленно рекомендуется в
качестве мощного очищающего, вроде пургена,
средства. Но в жизни еще никто не видел
ни ее самое, ни ее удивительных
результатов. Скорее всего, это нечто очень
интимное. И акты самокритики, наряду с другими
подобными актами гражданского состояния, имеют
место быть либо в сортире, либо за двойными
номенклатурными дверьми, когда секретарше
велено не пущать: "Они лично заняты
самокритикой!
Еще меня несколько смущает
соотношение некоторых наших степеней, например,
свободы: автор - несвободен (любимый пес,
верная МЖ и другая родня), а я в шестой раз
незамужем. Или степеней ученых, он - кандидат
технических наук, я - искусствоведения. Какой
кандидат главнее? И почему степени
искусствоведения присваивает ВАК, а не Минкульт,
главная цель которого - П-ЙКА культуры в
искусство, принадлежащее народу наряду с другими
бесхозными богатствами страны? Может, из
предосторожности? Боятся, что аппарат сразу
остепенится, вместе с чадами и домочадцами, ибо
по Жванецкому, большому доке нашей культуры,
местами переходящей в искусство,
что охраняешь - то имеешь...
И все-таки, преодолев девичье смущение опять
незамужней женщины, как и полагается в эпоху П-ОЙКИ, я пришла к консенсусу с
собой да приняла трудное решение. И как
кандидат кандидату высказываю свое
лицеприятное мнение о "Производственном
путешествии". Очень объективное, несмотря
на перенесенную в первом чтении
душевную травму полового характера: предисловие
началось с меня, я предвкусила еще немало
интересных встреч с собой, однако этого, к моему
женскому сожалению, не произошло, все только МЖ,
знатная звеньевая-картофелевод, молоденькие
стюардессы да слушательницы ФПК с пятого
этажа общежития ЛИСИ... И,
наконец, Первая Леди П-ОЙКИ.
Я прощаю автора, и прежде
всего, за главное - он верен не только любимому
псу, славной МЖ и другой родне во главе с сыном и
невесткой, равно как и своей администрации,
родной Партии,- но и, а это уже
событие литературы! - теме и самому себе. Ярому
стороннику соцреализма (хотя и
не знает, что это такое) и П-ОЙКИ (хотя нигде ее,
кроме как в своих
заметках и лирических отступлениях от них, не
встречал).
А я, сглотнув упреки, слезы и
подозрения, простив и поняв, приступаю после
небольшого лирического вступления к послесловию
ПП. Конечно, прикрыв свой миленький носик, который так нравился второму и
четвертому мужьям. Носик, надушенным платочком
"Шанелью N 5" (намекаю автору или другим
мужчинам, более свободным,со столичной
пропиской, не старше 49, без дурных привычек...из
мест заключения или принудительного лечения
прошу не беспокоиться). Ибо все-таки произведение попахивает
политикой, мерзкий запах которой переношу с
превеликим трудом. Из-за нее меня не берут в Союз
Писателей, хотя там по женщинам,
рабочим и почвенникам коренной национальности
нехватка, и идеологические органы ставят Союзу
на вид.
... Как принято в советской
критической практике, начну с очевидного, а
потому - невероятного: вторая книга трилогии,ПП
продолжает первую - "Научное путешествие"
(НП) и органично (а в соцреализме по-другому
нельзя!) связана с НП общими героями во главе с
главным лирическим героем и нелепойсудьбой
П-ОЙКИ, которая пошла не по демократическому,а
аппаратному пути под лозунгом: "Да! Но."
ПП, являясь продолжением
НП и, соответственно, лучших традиций мировой литературы о путешествиях, вместе
с тем своей многоплановостью существенно
раздвигает границы жанра. Странствия лирического
героя - не только перемещения между географическими пунктами, это - движение в
многомерном пространстве таких координат, как события, явления, мифы, дефициты,
души, радиоизотопы всей таблицы Менделеева, идеи, наконец, сортиры,
мысли, и, не без того, расстояния и время.
... По координате расстояний
автор покоряет пространство от моря (Черного) и
до моря (Балтийского), от реки (Днепр) - до реки
(Нева), из мрачных глубин радиоактивного
днепровского ила и ярких - у мыса Фиолент под
Севастополем,- до 62-метровой высоты кончика
тупого меча украинской Родины-Матери и 1О-ти
километровой высоты полета ИЛ-86 рейсов
8642 и 8643. По координате времени автор ведет
читателя от римских пиров (Y-й век до н.э.) -
до общепитовских обедов (ХХ-й век н.э.) и торжества
П-ОЙКИ (ХХХ-е тысячелетие после н.э.)...
Культуры: от
Русского музея в Ленинграде и академика
Д.С.Лихачева - до первобытного хамства, например,
в известном обращении на ХIХ-й партконференции
тов. Е.К. Лигачева в его товарищу по Политбюро Б.Н.
Ельцину: "Борис, ты не прав!"
Нравственности: от
правозащитника А.Д.Сахарова - до правых
защитников Корыта Воротникова-Шевченко-Нишанова... АППБ. По
координате разума: от железной логики и порядка
системотехники - до хаоса и неразберихи П-ОЙКИ,
Съезда,сессии Верховного Совета и их
комиссий; от блистательных выступлений
Станкевича и Собчака - до спичей по
бумажке "пирыдставытэлэй" сельских
рабочих, городских женщин и областных
парторганизаций...
Включая целые страницы
оголтелой публицистики, ПП вместе с тем
продолжает славные традиции великих
путешественников - Майн Рида, Твена, Гоголя,
Ганзелки и Зикмунда.И в то же время
автор не уходит от главной темы литературы эпохи
П-ОЙКИ - лагерной. Хотя и всемирная литература
дала высокие образцы, например, Дюма -"Граф
Монте-Кристо", "Отверженные" В. Гюго и
другие их места, не столь отдаленные от Парижа,
однако непревзойденными стали отечественные
произведения, например, "Записки из мертвого
дома" Достоевского, "Палата N 6" Чехова,
"В мире отверженных" Якубовича
(дореволюционные лагеря и психушки)...
Особого же, невиданного
расцвета тема достигла в наше, послеВОСРовское
время, и в этой сфере человеческого
бытия и небытия советская литература дала высшие
образцы - А.Солженицын, В.Шаламов, Н.Мандельштам,
Е.Гинзбург (лагеря 3О-5О-х), Марченко (лагеря 7О-8О-х)
и многие-многие другие... А единственная в мире
Нобелевская премия по лагерной тематике -
наша! Но если упомянутые писатели и другие
бывшие зеки посвятили свое творчество
отдельным лагерям, то автор выступает глобально -
как зек лагеря-страны.
Немало страниц
отводит автор и описанию боевых эпизодов Великой
Отечественной войны (1917 - ...) государства с
народом - в здравоохранении, питании,
образовании, Афганистане, Карабахе (Нагорном),
Съезде - в общем, на многих участках этого
страшного фронта без
тыла, где простой человек держит круговую
оборону в этой
войне всех против всех...
Таким образом, по
охвату сторон жизни, числу героев, изображению
массовых батальных и
брутальных сцен (очереди, Съезд, аэровокзалы) и
крупных планов (трибуны, сортиры, лица друзей и
врагов народа), идей и мыслей,
"Производственное путешествие" - это
"Война и мир" эпохи П-ОЙКИ, а роли Пьера
Безухова, князя Болконского и Платона
Каратаева, вместе взятых, играет главный
лирический герой (прототип которого - автор) -
неглупый, но честный радиоактивный обыватель,
уже набравший за три послечернобыльских года
П-ОЙКИ, как и миллионы других киевлян,
своих 9О бэр (при норме 35 - не понятно, по
каким критериям - установленной совмедициной
на всю жизнь).
Он не хватает звезд ни с
неба, ни из Президиума Верховного Совета СССР. А
если у него и есть кой-какие
звания или награды, то только за конкретные
результаты, полученные в ипостасях инженера,
ученого, педагога, лектора и др. За непризнанный
талант и признанный коммунистическим
труд на тупом острие нашего научно-технического
прогресса.
И вторая книга
"Заметок", синтезирующая мир странствий и
странностей, войну и мир, научную логику и
безумие Официального Вероучения, лагерную тему,
мир души и действий нового
земноводного феномена - homo soveticus в его
конвульсивном рывке к homo sapiens, эта книга
- прорыв в новый жанр литературы - научную
нефантастику. Благодаря П-ОЙКЕ, этот жанр
вытесняет из отечественной литературы остальные
...
... Будучи еще живым, несмотря на
Чернобыль, классиком особого жанра книгистики,
которому еще нет названия, несмотря на потерю за 7
месяцев писания "Заметок" (декабрь
88 - июль 89) еще 7 зубов (4О %), 2О % волос
и 12,9 % мужского достоинства, 95 % веры в П-ОЙКУ,
наконец, 1ОО % социалистических иллюзий,- автор
остается оптимистом, надеясь, что не сядет за
свои бесхитростные "Заметки". Хотя и
несколько беспокоится: Клану, с его бандитской
подозрительностью, может примерещиться
недостаточная им восторженность (как
инициатором П-ОЙКИ), и кое-что Двору может
прийтись не ко двору, и уж если можно достать
неподкупного американского судью Ирвина из
"Всей королевской рати", где один из
героев Вилли Старк поучает другого - Джека
Бердена: "Всегда что-то есть!", то что уж
говорить о простом совке,да еще нечлене КПСС с
неблагополучной 5-ой графой "Личного
листка"!
Подобные репрессии
Клана, последуй они, предстали бы перед
прогрессивным человечеством, к которому
Горбачевы стараются примазать страну, несвоевременными.
И если реформистская часть Политбюро не миф, а
существует на самом деле,- она должна быть
благодарна автору за честную, ярче тысячи
"Правд", картину П-ОЕЧНОГО бытия.
Путешествуя по морям и
рекам, мифам и дефицитам, выборам и сортирам,
путаясь в лабиринтах власти и хитросплетениях
Правящих Кругов, автор в центр своего внимания
прежде всего ставит человека, невзирая на его
место в номенклатурных иерархиях - от
ПВС-ГСКП-ПСО-ВГКСА-ПКОИП М.С.Горбачева, надежды
планеты, и Первой Леди, в зените их
партийно-государственного взлета,- до (здесь я
прижимаю к своему миленькому носику платочек,
надушенный "Шанелью N 5) обосравшихся на
выборах партфункционеров, бывшего Председателя
Комитета по радио и ТВ Аксенова и
безымянного героя-пердовика (Ашипка! Следует
читать - передовика), павшего со Знаменем на
ленинградской мостовой.
Перед нами проходит вереница
образов советских людей - трудящихся, без
пресловутого деления на классы - рабочих,
крестьян и прослойку (я ее не называю, ибо имя ее,
как губная помада, у всех на устах)... Профессора.
Депутаты. Кооператоры. Врачи. Железнодорожники.
Узбеки.Честные рядовые придурки партии и ее
коpрумпированные генералы да маршалы, никак не
берущие в толк, что если подчиненный крупный
коммунист поднес увесистый сверток крупных
купюр - это все-таки взятка, а не скромный
праздничный знак уважения почитаемого
партайгеноссе и в его лице - всего безымянного
коллегиального руководства. И такой
случай - вовсе не эпизод, как нежно квалифицировал
эту шалость Самый Гуманный в мире
Верховный Суд вкупе с Генеральным Прокурором, а
тяжкое преступление, следователь Гдлян
напраслину не возводит...
Автор уделяет серьезное
внимание не только людям,но и их младшим братьям
(собакам - в морде лица своего
пуделя), а также природе - и первой, превращенной в
сильно окружающую среду, и второй - технике, в
которой так нуждается наша П-ОЙКА. Это - танки, БМП
(Боевые Машины Пехоты), РП-72 (Резиновые Палки
длиной 66 см),МСЛ-5О (Малые Саперные Лопатки длиной
55 см).
В целом мы наблюдаем
страну глазами автора в один из драматических
моментов П-ОЙКИ, когда вера в нее задышала на
ладан, и Клану пришлось выкинуть новый фортель с
Верховным Советом, чтобы хоть как-то раздуть
затухающий фитилек надежды и сбить
напряженность, ибо для охраны пайкомов и
"буфетов, для других закрытых" (В.Высоцкий)
сил МВД уже сильно недостает, а о патрульной
службе на улицах (для охраны рядовых сограждан) не
может быть и речи: Самим не хватает. И автор не
только проявляет понимание - зачем
понадобились Клану крупные войсковые
соединения, но в очередной раз
сочувствует коммунистам: где взять войска в
обстановке уменьшения армии - физического (по
условиям обещанного сокращения, чужие народы не
надуришь, это только свой - можно) и фактического
(из-за дедовщины, воровства, мародерства).
Дырявая казна уже не
выдерживает военного бремени, приходится, смирив
коммунистическую гордыню и жертвуя самым
дорогим после Корыта - идеологией, идти
на дружбу с империалистами
всех мастей, чтобы высвободить силы для борьбы с
самым опасным, пострашнее заморского, внутренним
врагом - своим обозленным народом. Сегодня,
верно подметил автор, главное направление
конверсии - П-ОЙКА армии для схваток с
большими массами - десятками и сотнями тысяч
экстремистов, которыми Клан считает рядовых
граждан страны. И провоцирует их на улицы, чтобы
набить морду и хоть на какое-то время
утихомирить физико-химическими средствами из
полицейского арсенала П-ОЙКИ.
Как можно что-то понять в
этой неразберихе, созданной под сурдинку П-ОЙКИ
бастующим, по сути,
аппаратом, обиженным покушением на его кровные
привилегии?
И по
Высочайшему Примеру никто ничего не делает:
милиция сквозь пальцы - на преступность, судьи с
миром отпускают бандитов, медсестры заражают
СПИДом - лень как
следует кипятить шприцы. Верховный Совет делает
вид, что делает законы...
Но автор логикой поэта и
ясновидением системного аналитика, привычным
методом диалектического материализма в рамках
системного подхода - сумел исследовать
удивительный клаустрофобический феномен
индивидуального поведения homo soveticus.Homo,
воспитанного и испытанного в коллективистских
традициях (большинство
изнасилований у нас - групповые). Феномен - почему
этот человек, с высшей, по
высочайшему мнению, нравственностью, культурой,
бесконечной преданностью
коммунистическим идеалами, оставшись в
анонимных условиях кабинки сортира или
избирательной, норовит вымарать стены дерьмом
или из избирательного бюллетня - фамилию
партийного руководителя?
И автор пришел сам и, надеюсь,
привел читателя к важному диалектическому
выводу, который должен войти в сокровищницу
марксистской мысли, после чего ее можно
навсегда закрыть и больше
никому не показывать: пока в избирательных
бюллетнях будут представители
единственной партии, да еще проклятой
человечеством,- до тех
пор стены сортиров,
а также политика, экономика и культура, останутся
в дерьме!
Как кандидат
искусствоведения, знаю, что и в искусстве
естественное продолжение любого
достоинства - соответствующий недостаток. Мимо
одного из них, происходящего из
серьезности автора, не могу пройти - как
литературная критикесса. Платон - друг, но и
истина,- как говорят в наше инфляционное время,-
все дороже! Этот недостаток -
отсутствие юмора, сатиры, иронии - специй
современной литературы...
Попробую понять - это вина
или беда автора. Благодаря нашей гласности -
единственному, да и то
недоношенному дитю П-ОЙКИ (где Закон о печати?),
мы узнали, что З.Фрейд, в свободное от либидо
(полового влечения) время, занимался юмором. И
определил три его составных части -
собственно юмор, сатиру, иронию, и три их
источника:правительство, секс и отправления
прямой кишки.
Секса, как воскликнула на
одном из телемостов с американцами одна дама в
партийном шиньоне, у нас нет. Над правительством
во главе со всегда заплаканным и обоссаным
премьером Рыжковым смеяться - кощунство, за
потеху над этим накажет Бог наш Всемогущий - КГБ.
Остается последнее, но с этим надо подождать - до
успешного завершения продовольственной
программы. Так что автор и здесь прав, пока нечего
есть - будем серьезны, как никто в мире...
Еще у нас, кандидатов, в
опусах жанра рецензии, принято отмечать
недостатки для того, чтобы, сколь бы чудовищными
они не были (согласна с автором: лицемерие -
атрибут интеллигентного человека), заявить, что
они не снижают общей ценности
покритикованного материала, здесь - второй книги
А.Кимры из его трилогии научных заметок о
путешествиях за моря на реки. И в этом
произведении, охватывающем почти
вдвое больший период жизни страны (декабрь 1988 -
июль 1989, семь месяцев), чем в первой книге
(ноябрь 1987 - март 1988, четыре месяца) автор не
навязывает читателям своего мнения,
особенно тем, кто еще не уехал, и самим
представляет ответить на главный вопрос эпохи
П-ОЙКИ: - "Ехать или
не ехать?"
Но для себя,
чувствуется, он уже решил: "...not to be!", и книга о
главном путешествии его жизни - впереди, хотя в
приватной беседе он поделился творческими
планами о третьей, предпоследней книге
"Заметок". Утомленный бесплодной П-ОЙКОЙ, он
решил отдохнуть на одной
западно-азиатской реке (Рось - Черкасская
область, УССР)и двух восточноевропейских (Тепла и
Влтава, ЧССР). Впечатления об отдыхе на этих реках
обещают стать не менее захватывающими, чем в
"Научном" и "Производственном"
путешествиях.
А там - и на реку Иордан,
куда зовет "Память". На правый берег или в
сектор Газа - это уж как Родина (историческая)
прикажет...
|
|